Эволюция подбора: от газетной публикации до продвинутых систем онлайн-рекрутмента

Согласно данным компании Volt, IT-решения в области рекрутмента, более 97% соискателей ищут работу онлайн, а 73% компаний успешно закрывают вакансии при помощи социальных медиа. Мы и представить себе не можем, как обходиться без интернета. А ведь каких-то 20 лет назад все было совсем иначе. Давайте вспомним, как происходила эволюция работы рекрутера, и выясним, за какими технологиями стоит будущее.

С начала времен: печатные машинки, органайзеры и газетные публикации

Хотя истоки рекрутмента можно найти еще в римской армии, в современном виде он возник в 1940-х — как результат военного времени: сначала — чтобы закрывать возникшие с призывом солдат дыры в рабочих местах, потом — чтобы вернувшиеся с фронта ветераны находили работу.

В те времена — до компьютеров и интернета — рекрутерам приходилось полагаться на личные связи, увесистые телефонные книги и газетные публикации. Со столь ограниченными ресурсами они больше походили не на работников кадрового отдела, а на частных сыщиков. Их арсенал инструментов был довольно скуден: знаменитые органайзеры с вращающимися карточками, пишущие машинки и стопки печатных изданий. Стоит ли говорить, что это уйма рутинной бумажной работы — изнуряюще и часто малоэффективно.

На заре интернета: от онлайн-досок для публикации объявлений до job-сайтов

До начала 1990-х лучшим способом нанять сотрудника была публикация объявления в газете или журнале. Если, конечно, вы не нанимали свою дочь или племянника. Раздел с вакансиями был практически во всех изданиях. Компании платили за количество знаков в объявлениях, поэтому вакансии были четкими и лаконичными. И никакого Google-поиска, чтобы разузнать побольше о вакансии или работодателе.

С массовым распространением интернета все изменилось: появились так называемые онлайн-доски для публикации объявлений и вакансии перекочевали с печатных страниц и уличных объявлений на экраны мониторов. В 1994 году в Массачусетсе появился сайт monster.com — одна из таких «досок», которая и сегодня входит в число самых посещаемых сайтов по поиску работы в мире и в топ-5 в США.

Вакансии на онлайн-досках того времени мало чем отличались от обычных газетных объявлений — кроме того, что были доступны онлайн. Значит, если вы искали работу, то находили ряд предложений в одинаковом стиле и с неизменно бедным интерфейсом.

В тот период подобные сайты начали появляться и в России. Так, с 1996 года существовал job.ru — один из самых старых сайтов по поиску работы в Рунете, который впоследствии стал частью компании HeadHunter. В 1998 году был запущен сайт rabota.ru, а в 2000-м — National Job Club, превратившийся впоследствии в HeadHunter.ru, а еще позднее — в hh.ru.

Конечно, 20 лет назад эти сайты выглядели иначе, чем сейчас. За прошедшие годы по всему миру появились тысячи job-сайтов: некоторые из них исчезли, некоторые эволюционировали. Так, обычная онлайн-доска превратилась в полноценный сайт с удобным функционалом — расширенной системой поиска, возможностью тут же отправить резюме и даже блогом, где можно прочесть немало полезных советов о поиске работы и о продвижении по карьерной лестнице.

Привет, будущее: социальные сети, нетворкинг и машинное обучение

В 2000-х, вместе с появлением социальных сетей и развитием технологий, рекрутмент начал выходить на новый уровень. Он понемногу двигался к тому, что мы сейчас называем нетворкингом. Конечно, социальные контакты были важны всегда, но соцсети придали общению иной формат и характер.

Со временем в соцсетях возникли профессиональные сообщества, где рекрутеры могут делиться опытом и обсуждать интересные для них вопросы. Есть и обычные группы для размещения вакансий.

Умный поиск кандидатов

Помимо стремительного развития соцсетей, и другие технологии влияют на рекрутмент. Например, машинное обучение — по сути это автоматизированный подбор алгоритма для решения сложных задач, которые требуют анализа большого объема данных. Такая технология используется для формирования ленты в социальных сетях или для подбора оптимального маршрута в Google Maps.

В рекрутменте машинное обучение применяют для умного поиска и умной рекламы, чтобы эффективней работать с размещением вакансий и быстрее подбирать сотрудников. Умный поиск формирует индивидуальную выдачу результатов по каждому запросу — как с упомянутым выше примером ленты в социальных сетях. Если вы и ваш знакомый вобьете один и тот же запрос — результат будет разным. И, конечно же, ваш результат будет для вас более релевантным, а значит, и более эффективным.

С машинным обучением выигрывает и выдача рекламных вакансий, поскольку они показываются не всем подряд, а только действительно заинтересованным соискателям.

Подбор как свидание

Еще одна технология — внедрение в процесс найма «принципов совместимости», используемых сайтами знакомств. Это позволяет подбирать кандидатов, которые не только подходят как профессионалы, но и идеально вписываются в команду благодаря своим ценностям и наличию необходимых софтскилов. Ведь, по мнению американского психолога Дэниела Гоулмана, результаты компании на 60% зависят от эмоциональных качеств сотрудников.

Чтобы не отягощать себя и потенциальных кандидатов избытком очных встреч, некоторые платформы заменяют этап интервью более детальным анализом личности соискателя.

Принцип прост: важны не только профессиональные навыки кандидата, но и его личные качества. Работодатель описывает, какой человек подойдет на позицию по характеру, мотивации и образу мышления.

А соискатели выполняют специальный тест, при помощи которого определяются такие характеристики, как экстраверсия/интроверсия, эмоциональная стабильность, тип интеллекта. В результате система предлагает тех, кто наиболее «совместим» с будущей работой.

Рекрутмент развивается в каждом из данных направлений и открывает все новые и новые возможности.

Подбор активно уходит в онлайн-формат.

  • Некоторые сайты предлагают функцию видеопрезентации кандидата — и работодатель сразу может оценить навыки самопрезентации.
  • Другие площадки упрощают работу с внешними рекрутерами. По такой схеме работает и HRspace: работодатель размещает заявку на подбор специалиста, рекрутеры откликаются, сделка закрывается и рекрутер получает гонорар. При этом площадка обеспечивает честность сделки для обеих сторон.

Могли ли мы представить такое в 40-х годах — на заре развития рекрутмента? Пожалуй, только в самых смелых мечтах.

Каким будет рекрутмент через 10, 20, 50 лет? Сложно предсказать, но мы точно знаем, что будущее — только за передовыми технологиями. Используйте их по максимуму уже сейчас — закрывайте вакансии удаленно и безопасно с помощью HRspace.